Деградация атомной промышленности в США

Латанные перелатанные АЭС в США планируют эксплуатировать до «фукусимского» финала?

19 января 2012 года федеральный судья Гарван Мурта вынес постановление, в соответствии с которым решение штата Вермонт о закрытии  АЭС «Вермонт-Янки» по достижении ею сорокалетнего срока службы признано недействительным. При этом окружной суд Вермонта определил, что власти штата пытались регулировать вопросы ядерной безопасности, что является исключительной компетенцией Комиссии по ядерному регулированию (NRC). С учетом прецедентного характера американского прав решение суда может иметь значение не только для АЭС «Вермонт-Янки», но и для других атомных станций США.

Главный аргумент «Entergy Corp.» (владельца АЭС «Вермонт-Янки») состоял в том, что штат превысил свои полномочия, вторгшись в сферу деятельности NRC, поскольку требование закрыть станцию продиктовано опасениями в связи с ее безопасностью, а не соображениями экономического характера. Власти штата настаивали на том, что экономический аспект тоже присутствует, предъявив суду долгосрочную энергетическую программу Вермонта, согласно которой долю атомной энергии предполагается свести к нулю. Кроме того, было заявлено, что износ оборудования после сорока лет эксплуатации не позволяет рассчитывать на АЭС «Вермонт-Янки» как на надежного поставщика электроэнергии. Однако суд не поддержал эти аргументы.

Как отмечается в постановлении суда, в документах законодательных органов есть «большое количество примеров, которые указывают на влияние вопросов радиационной безопасности на мотивацию законодателей и отражают их желание разработать такие законы, которые учитывали бы страхи избирателей, связанные с радиологической опасностью». В итоге суд пришел к выводу, что штат пытается регулировать вопрос ядерной безопасности, который находится в исключительной компетенции федеральных ведомств. Суд также постановил, что власти штата не могут принуждать «Entergy Corp.» продавать произведенную на АЭС электроэнергию исключительно энергетическим компаниям штата и снизить тарифы на электроэнергию в качестве условий продолжения эксплуатации атомной станции, что, по утверждению «Entergy Corp.», имеет место в настоящее время. Комментируя решение суда, «Entergy Corp.» заявила, что это «хорошая новость для 600 работников [станции], окружающей среды, жителей Новой Англии, а также отраслей промышленности, которые зависят от электроэнергии, производимой на АЭС «Вермонт-Янки». Теперь вопрос о АЭС «Вермонт-Янки» будет вновь передан на рассмотрение Комиссии по коммунальным услугам Вермонта, которая также должна принять решение о возможности ее дальнейшей эксплуатации. Впрочем, решение окружного суда может и, скорее всего, будет обжаловано штатом в Верховном суде США, который сможет поставить окончательную точку в этом вопросе.

В марте 2011 года NRC продлила срок действия лицензии на эксплуатацию АЭС «Вермонт-Янки» еще на двадцать лет, до 21 марта 2032 года. Однако Вермонт – единственный штат в США, имеющий полномочия запретить дальнейшую работу атомной станции. Соответствующий закон в штате был принят в 2006 году. Суть полномочий заключаются в том, что решение о дальнейшей эксплуатации АЭС «Вермонт-Янки» должно быть подтверждено «сертификатом общественной пользы» Комиссии по коммунальным услугам штата, и законодательный орган Вермонта имеет право голоса в отношении выдачи или продления данного сертификата. В феврале 2010 года Сенат штата 26 голосами против 4 выступил за остановку АЭС «Вермонт-Янки» с энергоблоком с реактором PWR мощностью 635 МВт в 2012 году в связи с многочисленными утечками радиоактивного трития на площадке и сокрытием руководством эксплуатирующей компании информации о наличии подземного трубопровода, из которого радиоактивные материалы попали в грунтовые воды. При этом Палата представителей законопроект не обсуждала, хотя продление должно быть одобрено обеими палатами.
В апреле прошлого года «Entergy Corp.»  направила иск против штата в окружной суд Вермонта с тем, чтобы не допустить остановки АЭС «Вермонт-Янки» 21 марта 2012 года. Компания мотивировала свои требования тем, что принятая законодателями Вермонта норма нарушает положение федерального Закона об атомной энергии, по которому вопрос о продлении срока службы атомной станции находится в юрисдикции федеральных властей. В исковом заявлении также указывалось, что власти Вермонта изменили положения меморандума о взаимопонимании от 2002 года, подписанного после приобретения компанией «Entergy Corp.» АЭС «Вермонт-Янки».

Закон от 2006 года запрещает эксплуатацию  станции после 2012 года без одобрения законодательных властей штата. По условиям же меморандума, «Entergy Corp.» требовалось одобрение Совета по коммунальным услугам, «экспертного органа, независимого от законодательного контроля». По информации «Entergy Corp.», АЭС «Вермонт-Янки» снабжает электроэнергией треть потребителей штата Вермонт и в случае продолжения эксплуатации станции в течение 20 лет дополнительные доходы населения штата составят US$2 млрд.
В апреле 2011 года совет директоров кооператива «Vermont Electric Cooperative» (VEC) отклонил проект соглашения о покупке в течение двадцати лет электроэнергии, производимой на АЭС «Вермонт-Янки», и принял постановление прекратить закупки электроэнергии со станции по истечении в 2012 году срока действия нынешнего соглашения. По словам главного исполнительного директора VEC Дэвида Холлкиста, результаты голосования не связаны с попытками властей штата закрыть АЭС «Вермонт-Янки» по завершении срока действия лицензии на эксплуатацию в марте 2012 года. «Даже если «Entergy Corp.» выиграет судебный процесс против штата и получит необходимые разрешения… совет директоров VEC дал четко понять, что не хочет больше работать с компанией», — отметил Д. Холлкист.
Между тем, пример Вермонта может стать  руководством к действию для местных властей других штатов. Некоторые из них проявляли большой интерес к судебному разбирательству, а, например, власти соседнего штата Массачусетс даже попытались подключиться к ходу судебного процесса. Из офиса генерального прокурора Массачусетса в окружной суд США поступило письмо, в котором юристы штата изложили свою позицию по вопросу приоритета федерального законодательства над законами штата в отношении эксплуатации атомной станции. При этом в офисе генпрокурора Массачусетса заявили, что не пытаются лоббировать идею закрытия АЭС «Вермонт-Янки», но хотели высказать мнение заинтересованной стороны, поскольку рассматриваемый в окружном суде вопрос затрагивает, в том числе, и полномочия штата Массачусетс проводить собственную политику в отношении атомных станций.

Источник: Ядерный ренессанс

АЭС «Вермонт Янки» (Vermont Yankee) состоит из одного блока с водяным кипящим реактором BWR. Сдана в эксплуатацию 30 ноября 1972 года. В 2007 году станция оказалась в центре внимания после двух подряд инцидентов — частичного обрушения градирни и отказа запорной арматуры на турбине.
Инциденты 2007 года на АЭС «Вермонт Янки» объяснялись, в первую очередь, человеческим фактором. После этих событий персонал АЭС «Пилгрим» призвал коллег по отрасли подвергнуть остракизму вермонтских атомщиков за их безответственное отношение к делу и нежелание перенимать позитивный опыт коллег.

Ещё пара кандидатов на «вечную» эксплуатацию:

«..два ядерных реактора возле Сиракуз, штат Нью-Йорк, будут остановлены на перегрузку топлива, специалисты войдут в лабиринты контайнмента и займутся поиском следов старения мощной стальной облицовки, уложенной поверх бетонной защитной оболочки. Инициатором проверки, по запросу Минэнерго США, выступила «Constellation Energy Nuclear Group», которая эксплуатирует АЭС «Джина» и АЭС «Найн-Майл-Пойнт». И это станет следующим этапом в исследованиях, проводимых государством и атомной отраслью, возможности эксплуатации 104 энергоблоков атомных станций в США в течение 80 лет – в два раза дольше проектного срока службы, указанного при лицензировании.

 Отсутствие в Конгрессе США согласия в отношении законодательства в области энергетики и изменений климата поставило под сомнение будущее новых ядерно-энергетических проектов в стране. Поэтому, говорят представители атомной отрасли, основное внимание переключилось на возможность и трудности дальнейшего продления срока службы парка АЭС. На февраль 2011 года запланирована конференция с участием представителей Комиссии по ядерному регулированию, МЭ США, руководителей энергокомпаний и ведущих специалистов, на которой будут обсуждаться технические и надзорные аспекты, могущие стать препятствием для новой волны заявок на продление срока действия лицензий на эксплуатацию АЭС…»

Как Вы думаете, найдут ли следы старения в лабиринтах контаймента, когда уже дана установка продлить эксплуатацию?

Есть другие серьёзные признаки деградации атомной отрасли в США:

Список новостей о перепетиях с американскими центрифугами с ресурса http://www.atominfo.ru/archive_usec.htm

USEC может отказаться от газодиффузионного завода в Падуке
Вопрос о выделении 150 млн долларов на НИОКР для Американской центрифуги вызвал споры в конгрессе
USEC не ведёт работ с гексафторидом урана на заводе Американская центрифуга после инцидента 11 июня
USEC скорее всего получит 300 млн долларов на НИОКР по центрифугам
USEC продолжает переговоры с DoE по проекту Американская центрифуга
USEC и DoE достигли соглашения по финансированию НИОКР и демонстрации для американской центрифуги
DoE будет работать совместно с USEC над снижением рисков американской центрифуги
USEC предупреждает о возможном закрытии проекта Американская центрифуга
Президент USEC может уйти в отставку из-за инцидента 11 июня — источники
Шесть центрифуг вышло из строя на заводе в Пайктоне в результате инцидента с потерей внешнего питания

Не забываем, что половина американских АЭС работает на российском уране.

…Действительно, соглашение ВОУ-НОУ обеспечивает 46% потребностей всех американских реакторов в разделительной работе (5,5 миллионов ЕРР в год). Казалось бы, отказ России от дальнейшего исполнения урановой сделки поставит Соединённые Штаты на колени — и, используя вполне допустимый в идеологии real politik экономический шантаж, Москва могла бы добиться от Вашингтона более приемлемых для себя условий в ядерной торговле между двумя странами.

Гарантийный резерв НОУ даёт корпорации USEC время, необходимое для возвращения в работу дополнительных мощностей на заводе в Падукке (3 миллиона ЕРР) и частичной расконсервации остановленного завода в Портсмуте (до 8 миллионов ЕРР). Рост себестоимости ЕРР окажется при этом незначительным — до 15-20%, а корпорация USEC сможет претендовать на получение субсидий от правительства США как пострадавшая от «произвола России».

Судя по всему, в Вашингтоне рассуждают именно так. В Белом доме уверены — выход России из соглашения ВОУ-НОУ не нанесёт никакого реального ущерба энергобезопасности США. Более того, Соединённые Штаты смогут без большого напряжения избавиться от зависимости от России и возобновить свою экспансию на мировых урановых рынках.

Логика аналитиков госдепа оказывается справедливой при выполнении одного необходимого условия. Корпорация USEC, волей создателей трёхуровневой архитектуры ВОУ-НОУ ставшая владельцем маржи между ценой закупки ЕРР у российского контрагента и ценой продажи ЕРР конечным американским потребителям, должна вкладывать если не всю, то большую её часть в строительство первого в США завода по центрифужному обогащению урана в Пайктоне. Устаревшие газодиффузионные предприятия в Падукке и Портсмуте годятся лишь на случай форс-мажора — хотя бы из-за того, что себестоимость обогащения урана на них выше, чем на современных российских и европейских заводах.
Именно с Пайктоном связываются основные надежды американцев на будущее ослабление зависимости США от поставок импортных ЕРР. Мегапроект «Американская центрифуга» за свою историю пережил немало взлётов и падений, и выгодные для Соединённых Штатов условия сделки ВОУ-НОУ, казалось бы, обеспечили ему зелёную улицу. Но частная корпорация USEC не смогла удержаться от соблазна найти «иные применения» для российской урановой маржи, и теперь на достройку Пайктона банально не хватает денег.
«Сразу после приватизации USEC, в её адрес стали выдвигаться различные обвинения, от некомпетентности до бесчестных сговоров и взяточничества… Финансовое положение корпорации очень тяжёлое, и будущее программы по обогащению урана в США находится под вопросом… Высокие накладные расходы и устаревшие технологии образца 50-ых годов превратили бизнес USEC в неприбыльный и полностью зависящий от российских субсидий», — писал в мае 2002 года «Bulletin of the Atomic Scientists».

С тех пор мало что изменилось. «Эксплуатирующие организации (в США) ненавидят USEC. Русские ненавидят USEC. Министерство энергетики США ненавидит USEC», — отмечает британская газета «Financial Times». И в этих условиях всеобщей ненависти, обогатительная корпорация регулярно переносит сроки пуска завода в Пайктоне, постоянно пересчитывает смету строительства в сторону повышения, а также перманентно требует дополнительных вливаний из федерального бюджета.

Ниже беглый обзор новостей с сайта http://www.nuclear.ru

13.03.2012 15:32
Сенатор-республиканец от Южной Каролины Линдси Грэм внес на рассмотрение верхней палаты Конгресса США законопроект, обязывающий Президента страны определить проект могильника отработавшего ядерного топлива и высокоактивных радиоактивных отходов в Юкка-Маунтин, штат Невада, в качестве приоритетного варианта при создании объекта окончательного захоронения ОЯТ и ВАО. Согласно документу, в случае отказа главы государства, все средства фонда по обращению с ОЯТ и РАО должны быть возвращены энергокомпаниям. При этом 75% возвращенных средств должны поступить на счета потребителей электроэнергии, оставшиеся деньги будут использованы для модернизации и расширения пристанционных хранилищ ОЯТ и ВАО…

(от могильника надо отказаться — дорого, пусть ОЯТ лежит на станции, как на Фукусиме)

29.02.2012 15:55
Компания «FirstEnergy Nuclear Operating Co.» (FENOC) представила 28 февраля Комиссии по ядерному регулированию (NRC) США отчет по результатам анализа причин возникновения трещин во внешней оболочке контайнмента реактора АЭС «Дэвис-Бесс» в штате Огайо. Согласно документу, основной причиной обнаруженных дефектов стало проникновение влаги внутрь бетонной оболочки, вызванное длительными осадками и бурей, которые имели место в январе 1978 года; последовавшее за этим резкое похолодание привело к замерзанию воды в бетоне, что вызвало его разрушение…

(оказывается погода 30-летней давности виновата)

29.02.2012 17:23
«Omaha Public Power District» (OPPD) намерена отказаться от планов повышения мощности одноблочной АЭС «Форт-Колхаун» в штате Небраска на 17%. Об этом говорится в письме компании, направленном в Комиссию по ядерному регулированию (NRC) США. «В силу сложившихся условий OPPD в данный момент не планирует… увеличение мощности. В случае если компания примет решение вернуться к этому проекту в будущем, мы проинформируем об этом комиссию», — говорится в письме…

(вот и славно, а то начнут мощность повышать с непредсказуемыми последствиями)

16.02.2012 12:16
«Ядерный ренессанс» в США в текущем десятилетии маловероятен; для продвижения проектов строительства новых ядерных энергоблоков необходимо изменить подходы к регулированию инвестиционного процесса в отрасли на уровне регионов, отмечается в специальном докладе рейтингового агентства «Standard & Poor’s», представленном 15 февраля. По мнению экспертов S&P, экономический кризис, вызвавший снижение спроса на электроэнергию; и низкие цены на природный газ, стимулирующие строительство тепловых электростанций, заставили инвесторов отказаться от сооружения новых ядерных энергоблоков в пользу газовой генерации. «Рыночная конъюнктура в сочетании с характерным для ядерных проектов длительным циклом планирования и строительства будут препятствовать возведению новых [ядерных] энергоблоков», как минимум, до конца текущего десятилетия, говорится в докладе…

(длительный цикл планирования несовместим с эффективным менеджментом)

16.02.2012 19:23
Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США увеличит объем инспекционной деятельности после выдачи предписания с окончательным присвоением «желтой» категории нарушению на АЭС «Палисейдс» в штате Мичиган. Нарушение 25 сентября 2011 года было связано с применением ненадлежащих инструкций по техническому обслуживанию, что привело к сбою в работе электротехнического оборудования и останову реактора. «Желтая» категория означает, что нарушение является значимым с точки зрения безопасности.

(тут без комментариев, «желтеет» отрасль)

По материалам сайтов

http://www.atominfo.ru;

http://www.nuclear.ru

Ядерный Ренессанс

Специально для ОКО ПЛАНЕТЫ. Pl

ОКО ПЛАНЕТЫ

См. также За последние 33 года в США не построено ни одной новой атомной электростанции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.