шаблоны wordpress.

Комплекс неполноценности как движущая сила западного общества

615

Принадлежность к части людей поражённых пороками определяется не по действительным и видимым качествам самого человека, – по доказуемым фактам, если говорить языком юридическим, – а по самому только факту принадлежности к социальному слою малоимущих.

Уже предполагается, что если данный человек относится к «неудачникам», то по определению, он им стал благодаря какому-то определённому пороку. Чаще – всем сразу. Порочным человек уже будет считаться только по самому факту принадлежности к малоимущим. Нет надобности говорить, что данный взгляд на мир слишком упрощён и, следовательно, очень далёк от реальности. И примеры этому бесчисленны, когда весьма достойные люди опускались на самое социальное дно только по тому, что не были порочны, и не могли поступать подло и низко. И наоборот, очень «успешными» становятся при рыночной экономике, как правило, лица совершенно аморальные и порочные.

Отрицательное отношение к «неудачникам» в Западном обществе порождает так же и ответную реакцию. Реакция, как правило, вполне предсказуемая – попытка вырваться со дна любой ценой. А цена здесь может быть воистину любая. Нет такого преступления, на которое не пошёл бы вконец отчаявшийся человек.

Развитию такого крайнего отчаяния способствует вся атмосфера Западного общества, пронизанного всё тем же презрением к нижестоящему. В этом отчаянии – одна из основных причин настолько высокого уровня преступности в западном обществе.

Нигде в другой стране, не принадлежащей системе Западного капитализма, такого уровня преступности нет даже и близко. Тот пример, что у большинства ещё на памяти – Советский Союз.

Как же действует эта самая атмосфера презрения в обществе, и какие она имеет следствия ещё?

Как ни странно, но само стремление к успеху в такой атмосфере трансформируется в весьма уродливые формы.

Постоянное стремление к успеху имеет вполне закономерный эффект в области массовой психологии, а именно массовое же распространение комплекса неполноценности.

У каждого члена Западного общества постоянно перед глазами образец и эталон жизни. Этот образец и эталон срисовывается, естественно, с самого верхнего слоя общества. С самых верхних десяти процентов.

Эти самые люди в глазах остальных имеют статус «успешных». Их образ жизни постоянно рекламируется и показывается. В художественных фильмах и коммерческой рекламе.

Все остальные, пытаясь достичь хотя бы приблизительно того блеска, который им показывают через средства массовой информации рано или поздно осознают тщету своих усилий. Всё дело в том, что эти самые десять процентов успешных представляют собой касту, вход в которую для большинства закрыт. Преодолеть порог по доходам, для того, чтобы попасть в эти самые десять процентов удаётся разве что одному из тысячи. В немалой степени из-за того, что практически все богатые люди Америки объединяются по клановому принципу, объединяются в «семьи», и между ними действуют всё те же родственные узы и отношения. Те самые отношения при которых на «нужные» посты назначается не кто-то посторонний и очень успешный, а тот, кто является родственником.

Не секрет, что президентом страны может стать только лицо, принадлежащее именно к одному из старых олигархических кланов! Для того, чтобы в этом убедиться достаточно проверить то, к каким именно «семьям» принадлежат все президенты США за последние хотя бы 100 лет. Всегда обнаруживается то, что в «списке» вертятся всегда одни и те же.

Всем остальным, какие бы они ни были все из себя успешные и умные – «не светит».

Осознание этого факта – что «тебе вряд ли светит», – действует на всех крайне угнетающе и порождает всеобщее распространение комплекса неполноценности.

У нас в России этот комплекс пока что очень слабо распространён, и его можно наблюдать только у очень небольшого количества молодых индивидов. Преимущественно тех, кто поражён «западнизмом». Так что для нас это очень большая экзотика.

А действует этот комплекс на своего обладателя очень и очень скверно.

Невозможность самому подняться над общей массой себе подобных «неудачников» толкает его обладателя на поиск того, кого можно унизить – опустить ниже своего уровня – для того, чтобы возвыситься самому. Возвыситься хотя бы в своих собственных глазах и хотя бы на миг почувствовать себя «победителем».

Такую возможность представляют ему те, кто в силу обстоятельств потерпел крах. Финансовый, деловой. Эта ситуация провоцирует весь «паучатник» на вполне конкретную реакцию – всеобщее презрение. Такое презрение, что оно провоцирует всех не только на выражение его в какой-то словесной форме, но и в конкретных унижающих «неудачника» действиях.

Это самое презрение ложится на его обладателя как несмываемый знак, клеймо, и начисто лишает такого человека какой-либо возможности, когда-либо вообще подняться. Для того, чтобы подняться, ему нужно будет с кем-то иметь дело. Но никто с ним иметь дела не захочет – на нём знак неудачника!

Таким образом, сама социальная среда порождает вполне конкретный слой «отверженных» – питательную среду для «немотивированной преступности» в частности, и общей преступности вообще.

Эти механизмы действуют на всех этажах данного общества. «Неудачники» в любом случае будут бороться за «свой кусок пирога». Их всегда намного больше, чем «успешных», а это значит, что на одного смирившегося со своей участью «неудачника», придётся несколько тех, кто не смирится никогда. Следовательно, для каждого «праведника» обязательна борьба с этими самыми «неудачниками». Он должен доказать и себе и другим (прежде всего именно себе!), что он принадлежит именно к числу «спасённых».

(Прежде всего именно себе. Как показал М. Вебер на ранних стадиях развития капитализма, неустанная работа, работа на износ призвана была глушить в человеке дикий страх от осознания того факта, что будущее у него совершенно не гарантировано, что «за гробом» он далеко не факт что попадёт в число праведников и, следовательно, в рай.)

Вполне естественно, что такая борьба будет весьма острой. Чтобы она не перерастала в откровенную вооружённую борьбу за власть и деньги, её узаконили и назвали «конкуренцией».

Узаконили для того, чтобы ввести её хоть в какие-то разумные рамки. Отсюда так же следует более ясное определение конкуренции как узаконенной «войны всех против всех».

Презрение к неудачникам так же имеет функцию выбраковки человеческой популяции. Причём выбраковки очень мерзкой по своим качествам, с точки зрения русской культуры.

Она, перенесённая на почву традиционного общества, «выбраковывает» прежде всего тех, кто твёрдо стоит на морально-этических принципах нормальной цивилизации. Навязанные, как правило, сверху, рыночные отношения в таком обществе приводят к тому, что наверх выбиваются самые «энергичные». То есть те, у кого хватает духу порвать с материнской культурой, наплевать на интересы и ближнего и общества в целом.

Ведь все отношения, в том числе и экономические в традиционном обществе очень жёстко регламентированы. Регламентированы, чтобы обеспечить жизнь как можно большего количества людей.

Если внедряется культура основанная на личной выгоде, то выгоды общественные, естественно, отходят на второй план. Отсюда и следствие для таких индивидов – как можно меньше обращать внимания на то, что не относится непосредственно к выгоде собственной.

Это провоцирует таких индивидов сначала к игнорированию интересов большинства (если это приносит ему определённый денежный дивиденд), пока что в рамках закона. Но как только таких индивидов становится много, то и борьба так же смещается в сторону всё большего конфликта с законом. Сама обстановка конкуренции поощряет на поиски обходных путей и лазеек в законе.

Так как правовое общество основано на приоритете юридического права, то среди таких индивидов моральный закон всё более и более игнорируется. Таким образом, в обществе всё больше утверждается группа людей, которые всё более отвечают определению как аморальные. С такими конкурировать на равных можно только опустившись на их моральный уровень – забыв все понятия «честно-нечестно», «праведно-неправедно». Любой высокоморальный человек в такой среде будет неизбежно осмеян как «лох». Так как его обжулит, обставит и разорит любой из этой компании. Моральный человек в таком обществе не имеет никакого шанса. А это значит, что он «неудачник».

В результате осмеянию будут подвергаться ВСЕ люди, сколько-нибудь моральные, как «лохи» и «неудачники», не способные «крутиться», и «зарабатывать деньги».

Вполне естественно, что в таком обществе, подвергшимся атаке рынка, мораль отмирает, заменяясь юридическим законом и правом сильного.

В рыночном обществе, «выбраковываются», прежде всего, носители и хранители культуры. Выбраковываются, так как они главное препятствие на пути установления аморального, «правового общества». Главное препятствие безудержной конкуренции.

Александр Богатырев: Мы и они. Общество морали против общества потребления

Читайте также: Главный ресурс современного капитализма — дебилы

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Я.ру
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники

10 Комментариев - Комплекс неполноценности как движущая сила западного общества

  1. Владимир:

    Правильно и очень четко всё написано. Иногда не могу правильных слов подобрать для объяснения текущего превращения российского общества в американское, особенно в Москве. Спасибо за материал.

  2. СтарухаИзергиль:

    Интересная статья, всё в точку.

  3. Алексей:

    А потом мы удивляемся уровню насилия в американских школах. Презираемому и оплеванному всеми и вся лоху нечего терять, он берет пистолет или автомат и возвращает полученное.  Нам все это тоже грозит если не одумаемся.

  4. Алексей:

    И тем не менее этот миллиард неудачников — золотой. 

    А у нас презираемый и оплеванный лох, которому возможно не повезло со здоровьем с рождения или с воспитанием родителями-моралистами — так и остается презираемым и оплеванным до конца дней своих и тихо умирает алкашом в одиночестве, либо с мамкой-гиперопекунщицей; либо начинает (о, ужас) бороться, да как он посмел. 

    Потому что конкуренция была, есть и будет, это двигатель прогресса, и тот кто заявляет свои права, тот кто анализирует, тот кто постоянно думает, воспринимает и рискует — берет свое. 

    • Дима:

      Ну вы-то Алексей, надеюсь, не презираемый и полеванный лох с родителями-моралистами, а тот самый, кто постоянно думает и рискует? В таком случае хотелось бы узнать в каком социальном статусе вы движете прогрессом на нашей грешной земле? Школу-то уже закончили?

    • DDD:

      давай, давай, двигай прогресс. посмотрим куда вы его придвинете.

    • Bezalaber:

      "…тот кто заявляет свои права, тот кто анализирует, тот кто постоянно думает, воспринимает и рискует — берет свое."  — берёт-то он, как раз, чаще всего чужое. А постоянно думает в основном про себя любимого и волшебные бумажки. Так всегда и бывает, если на вершине ценностной шкалы -эго, а единица измерения этой шкалы — деньгА.

    • Иван:

      конкуренция не двигатель прогресса, двигатель прогресса это сотрудничество. Там где есть разум — там будет сотрудничество, где преобладают животные инстинкты — конкуренция.

  5. DDD:

    Успехом называется удовлетворение собственного тщеславия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com