Либеральный тоталитаризм: репрессивные механизмы современного западного общества и их критический анализ в зарубежной философии ХХ века

Часть 5. Э. Ги Дебор: общество спектакля

Если Герберт Маркузе и Ролан Барт признаны академической наукой, включены в учебные программы и почитаются и изучаются студентами и профессорами, то еще один крупный теоретик «новой левой» – Ги Эрнест Дебор мало известен отечественным интеллектуалам. Скорее всего, виной тому то обстоятельство, что в отличие от Маркузе и Барта, которые при всем своем радикализме, оставались все же всю жизнь типичными кабинетными учеными, Ги Дебор – профессиональный революционер, герой западной контркультуры и политического авангарда.

Он не удовлетворялся сочинением критических статей и лично участвовал в студенческой революции 68 года, на его счету несколько эпатажных акций, представляющих собой некую смесь политической акции и перфоманса (самая известная – античаплиновская демонстрация в Париже), наконец, он создатель и лидер Ситуационистского Интернационала (СИ), ставившего своей целью культурную революцию на Западе, которая расчистила бы путь для революции политической. Это члены СИ были в первых рядах революционных студентов в мае 68 –го, захвативших в свои руки Парижский университет и объявивших его независимой от правительства де Голя республикой – «народной, автономной Сорбонной». Это члены СИ сочинили и отправили от имени «Оккупационного Комитета Народной Сорбонны» знаменитую телеграмму в ЦК КПСС, где говорилось, что человечество станет счастливым только тогда, когда последнего капиталиста задушат кишками последнего чиновника-бюрократа. Наконец, идеология СИ составляла и один из истоков западной контркультуры, так, известно, что основателем первой панк-группы «Секс-пистолз» был член СИ.

При всем своем скандально-революционном ореоле Ги Дебор, действительно, серьезный социальный философ, создавший одну из самых глубоких концепций, описывающих современный капитализм – концепцию «общества спектакля», изложенную в одноименной книге.

Современный капитализм, по Ги Дебору, перешел в новую стадию своего развития, в которой господствует зрелище и Спектакль. В Спектакль тут превращается все – политические дебаты в парламенте, террористические акты, продажа уцененных товаров. Спектакль властно вторгается в жизнь, деформирует ее, наполняя своими смыслами, т.е. идеологией и начинает выдавать себя за саму жизнь. Телезритель, который смотрит программу новостей, по инерции продолжает думать, что ему рассказывают о реальных новостях, тогда как на самом деле – это не что иное как специально смонтированный и продуманный Спектакль со своими постоянными сюжетами (авиакатастрофы, теракты, любовные похождения телезвезд). Разумеется, жизнь не состоит из всего этого, но беда в том, что человек в обществе Спектакля уже не различает где кончается Спектакль и начинается реальность, Спектакль здесь настолько тотален, что в него начинают верить даже те, кто его создают.

Спектакль обладает особым «магическим» действием, он как бы гипнотизирует человека, превращает его в пассивного наблюдателя, лишает его языка, выбора, мыслей, предлагая ему свой язык, свой выбор, свои мысли. Причем, не нужно думать, что здесь имеется в виду лишь ТВ – Спектаклем является и, например, архитектура современного города (так, особенно «нагружены» пропагандой сакральные для капиталистического дискурса сооружения – скажем, здания банков). Спектакль, по Ги Дебору являет собой апогей открытого Марксом капиталистического отчуждения, человек здесь теряет не материальные блага, как при экономической эксплуатации, а самого себя, творческую суть, делающую его человеком. Спектакль превращает человека в пассивный, послушный объект манипуляции, в вещь, в товар. И уничтожив человека, превратив его в один из своих персонажей, Спектакль достигает своей истинной цели – самосозидания и самосохранения, ведь Спектакль, по Ги Дебору, есть именно нескончаемый хвалебный монолог капиталистического общества.

Победить Спектакль, согласно Ги Дебору, можно лишь при помощи Ситуации, авангардистского действа, родившегося из освобождения творческой энергии человека. Здесь можно услышать отзвук одного из лозунгов революции 68-го года – «Свободу воображению!». Типичная Ситуация – политический перфоманс, но в идеале Ситуации должны проникнуть во все сферы жизни и стать ее основой, матрицей нового, истинно социалистического общества (подобно всем «новым левым» Ги Дебор считал советский строй не социализмом, а особой формой тоталитаризма, прикрывающейся коммунистическими лозунгами). Жизнь человека свободного, антибуржуазного общества, по Ги Дебору, представляет собой выстраивание отношений с другими людьми не по законам Спектакля, а по творческой логике Ситуации. Общение здесь перестает быть торгом и становится творчеством, люди превращаются из рациональных индивидуалистов в иррациональных художников. Общество, которым управляют Советы, состоящие из свободных, творческих индивидов – вот социальный идеал Ги Дебора.

Вне зависимости от осуществимости политической части его программы, думается, что его анализ современного западного общества весьма плодотворен и позволяет удовлетворительно объяснить многие его феномены.

Часть 1. «Другой Запад»: западные интеллектуалы против капитализма

Часть 2. Антонио Грамши: теория гегемонии

Часть 3. Г. Маркузе: общество нетеррористического тоталитаризма

Часть 4. Р. Барт: размонтирование мифологии капитализма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.