шаблоны wordpress.

Консумеристские тела

Главы из книги «Воплощенный человек. Западная культура, медицинский контроль и тело» 2000г.

Дмитрий Викторович Михель — доктор философских наук, профессор кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» СГТУ

Особую роль в современной западной культуре теперь играют практики самоконтроля, нацеленные на сохранение здоровья и заботу о собственном теле. Быть здоровым — это императив времени, которому теперь следуют добровольно. Становление современной культуры, отрицающей Смерть, побуждает огромное число людей все больше времени уделять своему телу и самочувствию. Вслед за Майклом Фитерстоуном мы именуем такую культуру консумеристской. Консумеризм — это результат начавшейся эры конвейерного производства, триумфом медикализации, а также того, что Роберт Кейт назвал «маркетинговой революцией»1. Главным признаком консумеризма является безостановочность потребления, логику которого раскрыл Бодрийяр2. Следуя его представлениям, мы, однако, должны сказать, что местом приложения консумеризма, является ни что иное, как тело. Потоки всего, что производится, — товары, услуги, информация — атакуют тело со всех сторон, стремясь быть потребленными. Как удачно заметил Зигмунд Бауман, «тело находится в осаде»3

Одновременно можно говорить о том, что консумеризм выступает культурой такого рода, которая стремится насытить тела Жизнью. В прежние времена культура превращала тело в поверхность, на которой записывались самые разные типы значений. Акцент делался на расовых, возрастных половых различиях, благодаря которому воплощенная личность занимала свое место в социальной иерархии. Кроме того, западная культура акцентировала внимание на степени патологичности тел, особенно в XIX-XX веках, когда либерально-буржуазное общество провозгласило равенство между людьми. Для консумеризма все эти различия перестают играть какую-либо роль, поскольку основанием для построения новых иерархий становится способность к потреблению. При этом Жизнь превращается теперь в тот идеальный товар, который более всего желают потреблять. Различие между людьми все больше проявляются именно в степени инвестирования Жизни в их тела. Однако в пределе дело идет о снятии всех различий.

Консумеристская культура таким образом производит новый тип телесности, который освобождается от традиционных различий по полу, возрасту, расе, физической мощи, но также и от известных, начиная с эпохи рождения клинической медицины, различий по степени патологичности (смертоносности), игравших весьма существенную роль в построении социальных иерархий эпохи либерализма. Косумеристское тело становится телом, изживающим в себе все имеющиеся раньше различия, но, прежде всего, Смерть как источник этих различий. Оно стремится к тому, чтобы стать телом без физических недостатков, телом, в котором бы были изжиты излишний вес и излишние годы (старость). В известном смысле, оно тяготеет к тому, чтобы стать воплощением божественного совершенства.

В этом разделе работы мы собираемся обсудить три тезиса.

  1. Идеальным примером консумеристского тела является масс-медийный образ телесности, сосредотачивающий в себе главные представления о том, каким должен быть Воплощенный человек эпохи высоких технологий и эффективного медицинского контроля. В антропологическом смысле этот тип телесности предстает как фантом Бессмертного Человека.
  2. Одним из возможных проявлений консумеристской телесности выступает тело, вес которого подвергается контролю. В частности, речь идет о случае анорексии, которая рассматривается не как медицинская патология, а как пример общей тенденции заботы о форме и весе тела.
  3. Другим проявлением консумеристского тела может считаться тело без возраста, или, что тоже самое, тело изживающее в себе старость. Для консумеристской культуры старость – это неприемлемое свидетельство Смерти, поэтому она подвергается сегрегации, но уже не на социальном уровне, а на индивидуальном уровне

_______________________________

  1. Keith R. The Marketing Revolution // Marketing Classics. A Selection of Influential Articles / Ed. B. M. Enis and K. K. Cox. Boston et. al.: Allyn and Bacon Inc., 1985. P. 38-42
  2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 168.
  3. Bauman Z. Life in Fragments: Essays in Postmodern Morality. Oxford and Cambridge, Mass.: Blackwell, 1995. P. 120.

Продолжение

  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • MySpace
  • FriendFeed
  • В закладки Google
  • Google Buzz
  • Яндекс.Закладки
  • LinkedIn
  • Reddit
  • StumbleUpon
  • Technorati
  • del.icio.us
  • Digg
  • БобрДобр
  • MisterWong.RU
  • Memori.ru
  • МоёМесто.ru
  • Сто закладок
  • Блог Я.ру
  • Блог Li.ру
  • Одноклассники

4 Комментариев - Консумеристские тела

  1. Пэтя:

    При всём консумеристском «стремлении к здоровью» человек в целом неуклонно дряхлеет, прежде всего на уровне духа.
    Вот вам несущий глубокий смысл парадокс: все когда-нибудь видели на улице бабулек, которые ходят всегда наклонившись вперед под 90 градусов и опираясь на палку. По всем современным ортопедическим и вертебрологическим понятиям такой человек просто не должен ходить. Более того, у него должны отняться ноги, развиться недержание мочи и еще ряд заболеваний. Однако бабульки ходят и ходят, опровергая своим существованием традиционные медицинские взгляды. Здесь начинается сфера, в которую «медицина туловища» сознательно не лезет — это сфера духа, этого высшего мотиватора жизни, дающего победу над тяжелыми болезнями и устойчивость к сильным неблагоприятным факторам. Если же дух слаб, то человек может неадекватно быстро пройти путь от больничной койки до кладбища.
    Современные люди-туловища как раз и отличаются крайне слабым духом. Даже несильная простуда моет сделать современного человека недееспособным, что уже и говорить о травмах, постоянной боли или голоде.

    Имеющее «товарный вид» накачанное туловище часто оказывается неспособным защитить себя, как от врагов, так и от стихии. Человек без духа всё больше напоминает бройлера, накачаного химией и подрумяненого в гриле.

    • Марк:

      Человек без духа всё больше напоминает бройлера, накачаного химией и подрумяненого в гриле.Лучше не скажешь!

  2. Jolly Roger:

    Статья ерундовая, начали разговор и незакончили его… однако из того, что написано можно сделать вывод, что тело сознательно поддерживаемое человеком в хорошей форме это плохо.

    Ребята, вы что с ума сошли, что ли…

    Про бройлоров написали зачем-то, типа того, что на западе чуть ли не каждый второй не считая каждого первого это перекачанный «химический» качёк и это типа плохо…

    Это глупость во первых потому, что посмотрите на жирных америкосов, сколько среди них качков??!!

    А среди европейцев их, что намного больше?! Да доли процента всего-лишь, т.е. сущая ерунда от общей массы. Основная масса это те кто без всякой химии следят за собой через фитнес, бег и велосипед. И вы что, скажете что это плохо.

    А на диване сидеть, жрать всякое дермо, пить пиво и НИ ХРЕНА физически себя не утруждать это по вашему здоровый путь, что ли…

    Или вы может быть скажете, что человек который регулярно занимается спортом в спортзале, или бегает по утрам (т.е. в любом случае прикладывает значительные волевые усилия) слабее духом чем жирный бурдюк неспособный оторвать жопу от дивана и выйти на свежий воздух, хотя бы для того что бы просто прогуляться. Не пишите ерунды.

    А насчёт силы духа зачем написали, сравнили блин теплое с мягким…

    Дух он от воспитания зависит прежде всего и если человек занимается регулярно спортом, поддерживает себя в фоме, то от этого его дух может быть только сильнее и никак иначе…

    • Оленька:

      «Статья ерундовая, начали разговор и незакончили его… однако из того, что написано можно сделать вывод, что тело сознательно поддерживаемое человеком в хорошей форме это плохо».

      1. Это не статья, а введение в тему статьи. Развитие темы — по ссылкам. Туда вы не заходили, но кричите о незаконченности

      2. Вывод вы делаете не на основании прочитанного, а на основании вашего специфичного миропонимания, в котором все имеет окраску либо черную, либо белую. На средние тона мыслительные рефлексы не срабатывают, иначе вы бы увидели что в статье нет ни одного оценочного суждения. Плохо это или хорошо — автор нейтрален.

      3. Вы подменяете мысли автора, своими, когда формулируете проблему статьи как: тело сознательно поддерживаемое человеком в хорошей форме это плохо. Ведь даже по этой странице видно, что проблема шире: роль масс-медиа в формировании эталонного образа человека (откуда и когда появились новые стандарты, нормы на худобу женщин?), революция культурных основ (напр. раньше старый человек вызывал уважение, а сейчас — старость это что-то постыдное, что прячут или откидывают как несущественное), в конечном итоге из жизни выкидывается сама смерть, а это очень-очень серьезные тенденции и не только для верующих людей.

      4. Дальше разбирать нет смысла, надеюсь вы сами понимаете почему?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Warning: Missing argument 1 for get_sidebars(), called in /var/www/sr/data/www/sdelanounih.ru/wp-content/themes/HostPro/single.php on line 28 and defined in /var/www/sr/data/www/sdelanounih.ru/wp-content/themes/HostPro/lib/Themater.php on line 520
Social Media Auto Publish Powered By : XYZScripts.com