Консумеристские тела

Главы из книги «Воплощенный человек. Западная культура, медицинский контроль и тело» 2000г.

Дмитрий Викторович Михель — доктор философских наук, профессор кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» СГТУ

Особую роль в современной западной культуре теперь играют практики самоконтроля, нацеленные на сохранение здоровья и заботу о собственном теле. Быть здоровым — это императив времени, которому теперь следуют добровольно. Становление современной культуры, отрицающей Смерть, побуждает огромное число людей все больше времени уделять своему телу и самочувствию. Вслед за Майклом Фитерстоуном мы именуем такую культуру консумеристской. Консумеризм — это результат начавшейся эры конвейерного производства, триумфом медикализации, а также того, что Роберт Кейт назвал «маркетинговой революцией»1. Главным признаком консумеризма является безостановочность потребления, логику которого раскрыл Бодрийяр2. Следуя его представлениям, мы, однако, должны сказать, что местом приложения консумеризма, является ни что иное, как тело. Потоки всего, что производится, — товары, услуги, информация — атакуют тело со всех сторон, стремясь быть потребленными. Как удачно заметил Зигмунд Бауман, «тело находится в осаде»3

Одновременно можно говорить о том, что консумеризм выступает культурой такого рода, которая стремится насытить тела Жизнью. В прежние времена культура превращала тело в поверхность, на которой записывались самые разные типы значений. Акцент делался на расовых, возрастных половых различиях, благодаря которому воплощенная личность занимала свое место в социальной иерархии. Кроме того, западная культура акцентировала внимание на степени патологичности тел, особенно в XIX-XX веках, когда либерально-буржуазное общество провозгласило равенство между людьми. Для консумеризма все эти различия перестают играть какую-либо роль, поскольку основанием для построения новых иерархий становится способность к потреблению. При этом Жизнь превращается теперь в тот идеальный товар, который более всего желают потреблять. Различие между людьми все больше проявляются именно в степени инвестирования Жизни в их тела. Однако в пределе дело идет о снятии всех различий.

Консумеристская культура таким образом производит новый тип телесности, который освобождается от традиционных различий по полу, возрасту, расе, физической мощи, но также и от известных, начиная с эпохи рождения клинической медицины, различий по степени патологичности (смертоносности), игравших весьма существенную роль в построении социальных иерархий эпохи либерализма. Косумеристское тело становится телом, изживающим в себе все имеющиеся раньше различия, но, прежде всего, Смерть как источник этих различий. Оно стремится к тому, чтобы стать телом без физических недостатков, телом, в котором бы были изжиты излишний вес и излишние годы (старость). В известном смысле, оно тяготеет к тому, чтобы стать воплощением божественного совершенства.

В этом разделе работы мы собираемся обсудить три тезиса.

  1. Идеальным примером консумеристского тела является масс-медийный образ телесности, сосредотачивающий в себе главные представления о том, каким должен быть Воплощенный человек эпохи высоких технологий и эффективного медицинского контроля. В антропологическом смысле этот тип телесности предстает как фантом Бессмертного Человека.
  2. Одним из возможных проявлений консумеристской телесности выступает тело, вес которого подвергается контролю. В частности, речь идет о случае анорексии, которая рассматривается не как медицинская патология, а как пример общей тенденции заботы о форме и весе тела.
  3. Другим проявлением консумеристского тела может считаться тело без возраста, или, что тоже самое, тело изживающее в себе старость. Для консумеристской культуры старость – это неприемлемое свидетельство Смерти, поэтому она подвергается сегрегации, но уже не на социальном уровне, а на индивидуальном уровне

_______________________________

  1. Keith R. The Marketing Revolution // Marketing Classics. A Selection of Influential Articles / Ed. B. M. Enis and K. K. Cox. Boston et. al.: Allyn and Bacon Inc., 1985. P. 38-42
  2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995. С. 168.
  3. Bauman Z. Life in Fragments: Essays in Postmodern Morality. Oxford and Cambridge, Mass.: Blackwell, 1995. P. 120.

Продолжение

4 comments

Leave Comment

Добавить комментарий для Jolly Roger Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.